Программа развития «Школа новых возможностей» Областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Елатомская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – программа развития) представляет собой долгосрочный нормативно - управленческий документ, характеризующий основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии эффективности и планируемые результаты.
Цель:Создание современных условий для обучения и воспитания путём обновления инфраструктуры школы-интерната, которое влечёт за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса. Разработка и реализация эффективной образовательной модели, обеспечивающей оптимальные условия получения качественного образования детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путём создания единой коррекционно-развивающей среды школы - интерната на основе доступности образования каждому обучающемуся, способствующей успешному развитию, социально-трудовой адаптации и интеграции воспитанников школы-интерната в общество.
Комплексные задачи программы развития:
Внедрение в школе-интернате новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий.
Создание необходимой материально-технической базы, обеспечивающей высокое качество преподавания в предметной области «Технология» в рамках изменений, связанных с реализацией федерального проекта «Современная школа».
Обновление содержания учебных программ и совершенствование методов обучения по предметной области «Технология» в рамках изменений, связанных с реализацией федерального проекта «Современная школа».
Обновление оборудования/оснащения мастерской и кабинетов по направлениям «Швейное дело», «Сельскохозяйственный труд», «СБО»для реализации предметной области «Технология».
Внедрение современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям.
Создание условий для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся с инвалидностью, оснащение учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного образования.
Приведение всех компонентов образовательной системы школы - интерната в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом потребностей социума.
Развитие системы профессионального и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современных образовательных отношений. Продолжать обеспечивать информационную открытость образовательного процесса школы-интерната в целях привлечения партнеров социума при реализации целевых проектов и программ для обновления инфраструктуры и содержания образовательного процесса.
Продолжать осуществлять регулярный мониторинг качества образования, а также эффективности реализуемых программ и проектов, влияющих на качество образовательного процесса.
Основные направления развития (этапы) образовательного учреждения:
Переход на ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с 1 по 9 классы. Разработка модели образовательной системы, способствующей формированию личностной и социальной культуры при разных, но равных возможностях детей, позволяющие каждому ребёнку получить доступное, качественное образование и профессиональную подготовку. Создание специальной коррекционно-развивающей воспитательно-образовательной среды для обучающихся, воспитанников с ОВЗ с целью их реабилитации и последующей интеграции в современном социально-экономическом и культурно - нравственном пространстве. Повышение качества управления посредством ведения проектного управления школой-интернатом:
1.Проект «Лестница успеха» (направлен на повышение качества образования обучающихся, развитие познавательных, творческих, способностей, на включение обучающихся в проектную и поисково-исследовательскую деятельность).
2.Проект «Ступени учительского роста» (направлен на совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов через выявление и внедрение в работу оптимальных средств, методов и форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих формированию учебно-познавательной компетентности школьника и повышению качества образовательной и коррекционной работы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Проект «Цифровая образовательная среда» (направлен на достижение скорости Интернета не менее 10 Мбит/сек; наличие квалифицированных кадров, владеющих и активно использующих цифровые технологии в образовательной деятельности; приобретение программного обеспечения и нового компьютерного оборудования (ноутбуки, интерактивные доски, многофункциональное устройство для печати, копирования и сканирования); непрерывный доступ к единой федеральной цифровой образовательной платформе (ЭОР, ЦОР, виртуальные практикумы, материалы для организации проектной деятельности с конструктором докладов и пр.).
4. Проект «Современная школа» (направлен на обновление инфраструктуры, изменение содержания образования и повышение качества образовательного процесса по предметной области «Технология», способствующего дальнейшей успешной профессиональной ориентации обучающихся).
5.Проект «Школа-центр дополнительного образования» (направлен на развитие инфраструктуры и обновления содержания программ дополнительного образования, включение школы-интерната в федеральный приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей" через навигатор дополнительного образования Рязанской области), а также реализацией Программ «Доступная среда», «Здоровые дети - сильная Россия», «Я – патриот», способствующих развитию духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, правовому, художественно- эстетическому, физическому развитию обучающихся и коррекции у них познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Развитие инновационных процессов и экспериментальной деятельности, внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Формирование профессионального педагогического коллектива школы-интерната, владеющего современными коррекционными образовательными технологиями, стремящегося к самообразованию и повышению квалификации. Создание здоровьесберегающей и безопасной среды школы - интерната с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Создание постоянно действующей системы динамического мониторинга за качеством образования детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.